Марафон "Радуга народного творчества. Гжельская роспись»
пн., 15.08.2022
МАУ ИМЦ г. Тюмени было организовано проведение познавательного, увлекательного городского марафона «Радуга народного творчества», посвященного году народного творчества и нематериального культурного наследия народов России. Марафон с участием педагогов всех дошкольных учреждений города прошел в очно-дистанционном формате с 09.08.2022 по 12.08.2022 г. Тематика фестиваля очень обширная, охватывающая все слои народного творчества, культуры и традиций:
«Резьба по дереву»
«Деревянная посуда»
«Детская деревянная игрушка»
«Обрядовые праздники»
«Виды русской народной одежды»
«Виды народных росписей»
«Роспись на игрушках»
Была создана уникальная пазл-карта по всем тематикам марафона, наполненная информацией по русской народной культуре и традициям русского народа для работы с детьми в детских садах.
Наш детский сад на марафоне представила педагог Аваднева Раиса Егоровна с тематикой "Гжельская роспись".
Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим, что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.
Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке. Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс. Гжель особенности росписи неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов; цветовые переходы отличаются резкостью; выдерживание строгой последовательности оттенков; предмет и его декор составляют цельную композицию; элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.