|
Музыкальный руководитель МДОУ - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
Федорова Ирина Владимировна
Высшая Квалификационная категория
|
|
|
«В период детства мышления
мыслительные процессы должны быть, как можно
теснее связаны с живыми, яркими, наглядными
предметами окружающего мира… В.А.Сухомлинский. Основные функции изобразительного искусстваПознавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия. Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание. Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью К каким произведениям живописи дети проявляют большой интерес и почему? Опыт показывает: из различных жанров они отдают
предпочтение бытовому и натюрморту – они
созвучны опыту детей. Первый – эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес (например: «Мне нравится эта картина. Она рассказывает о строительстве красивых домов. Мне понравилась потому, что напоминает работу моей мамы, она строитель. Строители хорошо работают, В этой картине все заняты, кажется, что всё движется – люди, машины. Красиво»). Второй – когда старшие дошкольники
проявляю эстетическое отношение к произведению
искусства, дают оценку содержания,
нравственно-эстетическое отношение
изображённых на картине людей. (например: «Мне
понравилась картина…, потому что я увидел, как
трудно пришлось сражаться нашим солдатам с
врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я
хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она
сильная»). Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописьюПредварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины. Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь. Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения. а) для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?» б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?». в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок. г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей. д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину». е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?». ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства. Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания. Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине. Основным приёмом в развитии монологической
речи является рассказ, используемый в различных
ситуациях. Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописьюПояснение – широко применяется при первых
беседах для уточнения представлений детей о
портрете Метод вызывания адекватных эмоций. Суть
его заключается в том, чтобы вызвать у детей
определённые чувства, эмоции, настроение.
Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких
случаях у детей было такое же настроение. Этапы ознакомления дошкольников с живописьюПервый этап – искусствоведческий рассказ педагога Структура искусствоведческого рассказа:
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина. Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности. Например: – Что изображено на картине? Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий» Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине. Структура рассказа-образца:
После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться. Второй этап Задачи:
Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера. Например:
Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина». Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом) б) «О чём бы раячссказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?» в) «Объясни, почему художник изобразил образ
человека или предмета именно такой величины?» Например: На втором этапе вместо рассказа – образца из
личностного отношения педагога используются расчленённые
вопросы, активизирующие мыслительную
активность ребёнка. Структура постановки вопросов:
Третий этап Задачи:
Приём сравнения вводится в
процесс восприятия живописи постепенно. Вначале
даются для сравнения две картины разных
художников, одного жанра, но с контрастным
настроением, а затем картины одного художника. но
разного колористического решения. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником. В начале дети затрудняются последовательно и
развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на
первых порах воспитатель использует точные
установки. Игровые элементы, стимулирующие
желание ребёнка рассказать о понравившейся
картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?» Требования к отбору картин Практика показывает: от отбора
произведений зависит успех художественного
воспитания детей.
Программные задачи по ознакомлению детей с живописьюПрограммные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы: Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить. Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения). Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?». Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства. Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.
Варианты сочетания музыкальных и изобразительных произведенийВариант А Цель: Усилить воздействие искусства на эмоции детей. Структура беседы: – начальная установка педагога на
прослушивание музыкального произведения В результате использования данного варианта усиливаются эмоции в момент речевого общения по поводу произведений искусства. Эффективным считается метол вопросов: «О чём хотел нам сказать художник (композитор) своим произведением? Какое у него было настроение, когда он создавал своё произведение?». Это способствует интеллектуальному развитию, тренировки анализаторов, эмоциональной отзывчивости. Вариант Б Цель: усилить воздействие разных видов искусств через сравнение Структура беседы: – прослушивание нескольких музыкальных
произведений При использовании данного варианта проявление эмоций разнообразнее, т.к. данный вариант предлагает детям больше объектов для восприятия. Метод подбора музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства дёт возможность соотнести разные виды искусства по эмоциональной направленности. От ребёнка требуется анализ точного соотношения произведений из представленного набора. Данная задача активизирует детей. Вариант В Цель: показать гармонию музыки и живописи Структура беседы: Вариант Г Цель: включение контрастных произведений разных видов искусства Структура беседы: – прослушивание контрастных по звучанию
музыкальных произведений Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописьюЕщё конспекты занятий в детском саду: Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологии в рамках программы ОБЖ по теме: "Внимание: природа" Развитие творческих способностей дошкольников в условиях художественно-эстетического комплекса Беседа с родителями на тему "Познаём, чувствуем, творим дома вместе!" Волшебный мир сказки Обрядовый праздник "Троица" для детей старшего возраста Итоговое занятие в подготовительной группе "Дорогой добра" | задачи | решение задач | формы | скачать форму | этапы | этапы развития | ознакомления | ознакомление с окружающим | детей | дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | живописью | живопись века | детский | детский сад | Страничка музыкального руководителя | Задачи формы этапы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью Детский сад Реклама: Распечатать Задачи, формы, этапы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью. Детский сад 50. Конспект занятия Поделится ссылкой Задачи, формы, этапы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:
|
В продолжении темы:
Обсуждение статьи Задачи, формы, этапы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью. Детский сад 50. Конспект занятия
Информация: | Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |